Теоретические основы динамики машин

          

Флаттер крыла в воздушном потоке


Как уже говорилось выше, флаттером называются автоколебания тел в потоке газа или жидкости.

При появлении первых скоростных самолетов флаттер служил причиной многочисленных катастроф. Явление флаттера тесно связано с теми воздействиями, которые поток воздуха оказывает на колеблющееся крыло.

Ограничимся рассмотрением принципиальной картины этого явления. При флаттере крыло самолета совершает изгибно-крутильные колебания, поэтому для анализа этого явления необходимо учесть по крайней мере две степени свободы крыла. При практических расчетах достаточно учесть движения крыла по первым формам собственных изгибных и крутильных колебаний. В еще более простом варианте расчета рассмотрим жесткое крыло, имеющее две степени свободы, соответствующие его вертикальному перемещению и повороту (рис.65).

Существенное значение имеет положение центра тяжести крыла, т.е. той точки его хорды, приложение вертикальной силы в которой вызывает только вертикальное перемещение крыла, но не его поворот. К этой точке (точка 0 на рис.65) будем приводить действующие на крыло силы.

Флаттер крыла в воздушном потоке

Рис. 65

Если обозначить вертикальное перемещение центра жесткости крыла через

Флаттер крыла в воздушном потоке
, а изменение угла атаки крыла в процессе движения через
Флаттер крыла в воздушном потоке
, то упругие сила и момент, приложенные в точке 0, будут равны соответственно
Флаттер крыла в воздушном потоке
 и
Флаттер крыла в воздушном потоке
, где
Флаттер крыла в воздушном потоке
 и
Флаттер крыла в воздушном потоке
 - коэффициенты жесткости.

Сила инерции и момент сил инерции относительно точки 0 составляют соответственно

Флаттер крыла в воздушном потоке
                 (165)

где

Флаттер крыла в воздушном потоке
 - расстояние от центра жесткости крыла до его центра массы;
Флаттер крыла в воздушном потоке
 - масса крыла;
Флаттер крыла в воздушном потоке
 - радиус инерции массы крыла относительно центральной оси.

Наибольшие трудности представляет определение изменений аэродинамических сил, возникающих вследствие движения крыла. Простейшая гипотеза относительно этих сил состоит в том, что их можно вычислить так же, как и при неподвижном крыле, подставив в соответствующие формулы значения мгновенного угла атаки. В этом предположении получаем увеличение подъемной силы и момента

Флаттер крыла в воздушном потоке
                               (166)

где

Флаттер крыла в воздушном потоке
 - плотность воздуха;
Флаттер крыла в воздушном потоке
 - скорость потока;
Флаттер крыла в воздушном потоке
 - площадь сечения крыла;
Флаттер крыла в воздушном потоке
 - расстояние от центра тяжести до центра давления, который расположен на одной четверти хорды крыла.


Формулы (166) представляют собой грубое приближение, так как в них полностью игнорируется влияние движения крыла на обтекание. Более точное решение задачи показывает, что если крыло совершает, например, гармонические колебания с частотой
Флаттер крыла в воздушном потоке
, то следует учитывать еще инерцию присоединенной массы воздуха и то обстоятельство, что изменение подъемной силы оказывается смещенным по фазе относительно изменения угла атаки.

Как величина присоединенной массы, так и фазовый сдвиг зависят от безразмерного параметра
Флаттер крыла в воздушном потоке
, характеризующего частоту колебаний.

Ради упрощения расчета не будем учитывать всех этих обстоятельств и дополнительно в первой из формул (166) пренебрежем слагаемым
Флаттер крыла в воздушном потоке
, которое характеризует аэродинамическое демпфирование вертикальных колебаний крыла. С учетом сказанного получаем уравнения движения крыла в виде

Флаттер крыла в воздушном потоке
                      (167)

где       
Флаттер крыла в воздушном потоке
.

Решение системы (167) отыщем в виде, соответствующем гармоническим колебаниям:

Флаттер крыла в воздушном потоке
                                          (168)

Подставляя (168) в (167), получим систему однородных алгебраических уравнений относительно
Флаттер крыла в воздушном потоке
 и
Флаттер крыла в воздушном потоке
:

Флаттер крыла в воздушном потоке
              (169)

Приравнивая нулю определитель системы (169), получим частотное уравнение. Для того чтобы привести это уравнение к более простому виду, введем следующие обозначения:

Флаттер крыла в воздушном потоке


- собственные частоты поступательных (изгибных) и крутильных колебаний крыла;

Флаттер крыла в воздушном потоке


- относительная плотность крыла.

Тогда частотное уравнение можно представить в так:

Флаттер крыла в воздушном потоке
       (170)            

При нулевой скорости потока V=0 это уравнение даёт два положительных значения W2, соответствующих  двум  собственным  частотам  системы.

С увеличением скорости потока возможно появление двух типов неустойчивости. Так, один из корней уравнения (170) может обратиться в нуль, что соответствует обращению в нуль свободного члена уравнения (170):

Флаттер крыла в воздушном потоке
                                   (171)

Обращение в нуль частоты собственных колебаний системы свидетельствует о её статической неустойчивости. Действительно, возвращаясь в формуле (171) к первоначальным обозначениям, приведём её к виду



Флаттер крыла в воздушном потоке


Если это соотношение выполняется, то при повороте крыла на угол а момент дополнительной подъёмной силы

Флаттер крыла в воздушном потоке


уравновешивается  упругим моментом 
Флаттер крыла в воздушном потоке
.

Явление статической потери устойчивости крыла при достижении скоростью потока значения Vg называется дивергенцией.

Для крыльев самолётов, как правило, скорость дивергенции существенно превышает скорость полета и дивергенция не представляет реальной опасности.

Другой вид потери устойчивости – изгибно-крутильный флаттер - связан с тем, что частоты, определяемые из  (170), становятся комплексными числами. Если имеются сопряжённые комплексные частоты
Флаттер крыла в воздушном потоке
, то соответствующие решения уравнений движения имеют множители

Флаттер крыла в воздушном потоке
.

Экспоненциальные множители с действительными   положительными показателями неограниченно возрастают.

Таким образом, в этом случае движение представляет собой колебания с нарастающими амплитудами (колебательный характер движения определяется множителями
Флаттер крыла в воздушном потоке
).

Итак, условием наступления флаттера является появление комплексных корней уравнения (170), что происходит при обращении в нуль (назовём это «граничным условием») его дискриминанта:

Флаттер крыла в воздушном потоке
                          (172)

Из уравнения (172) легко вычислить скорость флаттера.

Проследим на числовом примере характер изменения частоты свободных колебаний крыла по уравнению (170) при увеличении скорости потока.

Допустим, что
Флаттер крыла в воздушном потоке
;
Флаттер крыла в воздушном потоке
;
Флаттер крыла в воздушном потоке
;
Флаттер крыла в воздушном потоке
;
Флаттер крыла в воздушном потоке
.

Этим данным соответствуют скорость дивергенции, вычисленная по уравнению (171),
Флаттер крыла в воздушном потоке
, и скорость флаттера, вычисленная по уравнению (172),
Флаттер крыла в воздушном потоке
.

График  изменения частот колебаний системы в зависимости от скорости потока, построенный в соответствии с уравнением (170),показан на рис.66.

Флаттер крыла в воздушном потоке


Рис. 66

При V=0 система имеет две частоты собственных колебаний, мало отличающиеся от частот чисто крутильных и чисто изгибных колебаний. С увеличением скорости потока частоты сближаются, и при скорости флаттера оказываются равными друг другу.

Наличие кратных собственных частот для консервативной системы не связано с какими-либо особенностями её поведения.Для неконсервативной системы, которую представляет собой крыло, находящееся в потоке воздуха, слияние двух частот ведёт к потере устойчивости движения. В процессе колебаний система начинает интенсивно потреблять энергию потока и амплитуды колебаний неограниченно возрастают. Механизм этого явления легко понять, если представить себе, что происходящие с одинаковой частотой крутильные и изгибные колебания крыла сдвинуты по фазе на
Флаттер крыла в воздушном потоке
, так что, когда крыло движется вверх, его угол атаки (а значит, и подъёмная сила) больше, чем когда оно движется вниз. При этом за полный цикл подъёмная сила будет совершать положительную работу и энергия колебания будет непрерывно возрастать.


Содержание раздела