Теория электропривода

          

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Анализируя структурную схему на рис.4.4, можно установить, что при работе в синхронном режиме переходные процессы синхронного электропривода могут быть вызваны изменениями управляющих воздействий и возмущениями в механической части. Управляющими воздействиями являются напряжения на обмотках статора u1 частота f1 и пропорциональная ей угловая скорость поля w0, напряжение uв, приложенное к обмотке возбуждения. Возмущающими воздействиями в механической части являются моменты нагрузки Мс1 и Мс2, изменения которых вызываются технологическими причинами.

При питании двигателя от сети его пуск осуществляется в асинхронном режиме с помощью предусмотренной для этой цели на роторе короткозамкнутой пусковой (демпферной) обмотки. В этом режиме электропривод ускоряется до подсинхронной скорости wвх, при которой обмотка возбуждения включается на постоянное напряжение UB и происходит процесс втягивания двигателя в синхронизм. Переходные процессы, протекающие при вхождении двигателя в синхронизм, имеют важное практическое значение, и их особенности необходимо в дальнейшем проанализировать.

Напряжение U1max частота f1 при питании от сети могут изменяться лишь в связи с колебаниями напряжения и частоты сети, обусловленными изменениями ее нагрузки. Эти колебания ограничены действующими нормами, поэтому невелики и здесь могут не учитываться.

Анализ переходных процессов, возникающих при изменениях напряжения возбуждения обмотки ротора UB, представляет интерес в тех случаях, когда предусматривается автоматическое регулирование тока возбуждения для регулирования cos ф двигателя.

Основными возмущениями при питании от сети следует считать возможные изменения нагрузки электропривода. При ударном характере нагрузки, в процессах приложения и снятия нагрузки и, как было отмечено, в процессах втягивания в синхронизм динамические свойства синхронного электропривода проявляются достаточно полно, и на их рассмотрении здесь необходимо сосредоточить основное внимание.

В §3.15 было отмечено, что электромагнитная связь возбужденного ротора с полем статора аналогична упругой механической связи.
Влияние этой связи на динамику синхронного электропривода можно проанализировать при представлении механической части жестким приведенным звеном с помощью структурной схемы на рис.4.6, полученной при с12=¥ и линеаризации угловой характеристики двигателя. Эта схема при отсутствии у двигателя демпферной обмотки (b=0) показана на рис.4.37. Из рисунка видно, что при жестких механических связях синхронный электропривод без демпферной обмотки неработоспособен. Действительно, два интегрирующих звена, охваченных жесткой отрицательной обратной связью, как известно из теории автоматического управления, образуют недемпфированную колебательную систему с передаточной функцией

Динамика электропривода с синхронным двигателем


и частотой свободных колебаний 
Динамика электропривода с синхронным двигателем


Демпферная обмотка создает асинхронный момент, который обеспечивает затухание колебаний в системе. В соответствии с рис.4.6 при этом

Динамика электропривода с синхронным двигателем


где Tм=JS/b - электромеханическая постоянная времени.

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Передаточная функция электропривода по возмущению Мс может быть также определена по структурной схеме рис.4.6 и представлена в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем


В ряде случаев представляет интерес передаточная функция синхронного электропривода, в которой выходной переменной является угол q=f0-f, или, что то же, синхронная составляющая момента двигателя Mсин»сэмq. Эту передаточную функцию получаем из (4.109), учитывая, что при w0=0, w=-Dw и q есть интеграл от Dw по времени:

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Следовательно, функция (4.109) может быть представлена в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Соответствующая АФХ

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Амплитудно-частотная характеристика

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Фазо-частотная характеристика

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Если известно, что момент нагрузки электропривода изменяется по закону Мс=Мс.max·sinWt, с помощью (4.112) и (4.113) можно определить зависимость угла 0 от времени в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем


где

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Рассматривая полученные зависимости, можно установить, что они соответствуют колебательному звену с коэффициентом затухания, определяемым электромеханической постоянной Тм. Следовательно, при данном JS колебательность определяется модулем жесткости асинхронной механической характеристики b. Чем больше модуль жесткости, тем меньше при колебаниях нагрузки Мc амплитуда колебаний синхронной составляющей момента, тем меньше резонансное усиление колебаний при частоте, близкой частоте свободных колебаний Wэм.



Если сравнить передаточную функцию (4.31) упругой электромеханической системы, соответствующую J2=¥, g=¥ и Тэ=0, с передаточной функцией синхронного электропривода (4.110), можно убедиться, что их характеристические уравнения полностью совпадают. Это означает, что электропривод с синхронным двигателем эквивалентен асинхронному электроприводу с упругой механической связью при бесконечно большой массе механизма Роль упругой механической связи при этом выполняют силы электромагнитного взаимодействия между полями ротора и статора.

Структурная схема рис.4.6 и соответствующие ей передаточные функции синхронного электропривода при принятых допущениях могут быть использованы для анализа переходных процессов при приложении и снятии нагрузки. Дифференциальное уравнение системы относительно скорости двигателя w можно записать с помощью (4.108):

Динамика электропривода с синхронным двигателем


При питании от сети w0=const, dw0/dt=0 Уравнение, (4.115) при этом имеет вид

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Корни характеристического уравнения

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Если Wэм>1/2TM, корни являются комплексно-сопряженными:

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Следовательно, решение (4.115) необходимо искать в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Значения А и В могут быть определены с помощью начальных условий: при t=0 (w)0=wнaч, (dw/dt)0=(Мнач-МС)/JS, причем

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Динамика электропривода с синхронным двигателем


Динамика электропривода с синхронным двигателем


Динамика электропривода с синхронным двигателем


Откуда

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Подставив А и В в (4.118), получим решение уравнения (4.116) в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Для получения уравнения системы относительно момента двигателя М определим по структурной схеме рис.4.6 передаточную функцию:

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Откуда

Динамика электропривода с синхронным двигателем


При изменениях момента скачком при t>0, Мс=const. Соответственно для рассматриваемых процессов уравнение имеет вид

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Решение (4.121) будем искать в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Значения С и D определяются по начальным условиям аналогично выполненному ранее расчету. С помощью уравнения механической характеристики найдем производную момента:

Динамика электропривода с синхронным двигателем


При t=0, М0=Мнач, а производная момента (dM/dt)0 вычисляется с помощью (4.122):

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Динамика электропривода с синхронным двигателем


Определив с помощью начальных условий С и D получим решение M(t) в виде

Динамика электропривода с синхронным двигателем
Динамика электропривода с синхронным двигателем


Полученные решения (4 120) и (4.124) свидетельствуют о том, что при изменениях нагрузки скачком скорость синхронного электропривода совершает затухающие колебания относительно скорости поля, а его момент колеблется относительно момента Мс, постепенно затухая с коэффициентом затухания а.


Максимум момента и динамическое падение скорости при этом возрастают при увеличении скачка нагрузки и при увеличении начального отклонения скорости w от w0. Эти же показатели при прочих равных условиях уменьшаются при увеличении коэффициента затухания a.

Динамика электропривода с синхронным двигателем
Как следует из (4.117), коэффициент затухания возрастает при увеличении жесткости асинхронной механической характеристики b, т.е. при уменьшении Тм. При ТM<1/2WЭM демпфирование обеспечивает апериодический характер процессов. Однако практически эффект демпфирования ухудшается влиянием электромагнитной инерции на асинхронную составляющую момента Мас, которая при выводе уравнений не была учтена (Tэ=0).

Уравнение (4.124) получено при линеаризации угловой характеристики двигателя, поэтому оно даст удовлетворительные оценки показателей переходного процесса только при М£М=lМном.

Наличие демпферной обмотки позволяет осуществлять пуск синхронного двигателя путем прямого включения его на напряжение сети. Пусковые характеристики показаны на рис.4.38. Характеристика 1 соответствует относительно небольшому сопротивлению демпферной обмотки, при этом критическое скольжение мало, что увеличивает жесткость рабочего участка механической характеристики и уменьшает пусковой момент Мп. Характеристика 2 соответствует повышенному сопротивлению этой обмотки, поэтому имеет сниженную жесткость рабочего участка, но больший пусковой момент Мп.

С точки зрения условий асинхронного пуска двигателя до подсинхронной скорости wвх, которой соответствует скольжение sвх, предпочтительна характеристика 2, особенно при значительной нагрузке на валу.

При достижении двигателем подсинхронной скорости wвх в цепь обмотки возбуждения подается постоянный ток, магнитный поток возрастает до номинального значения и наступает второй этап пуска - втягивание двигателя в синхронизм. Строгий анализ этого режима осложняется протекающими электромагнитными процессами. В первом приближении для оценки условий втягивания в синхронизм можно воспользоваться (4.120) и (4.124).


Для удобства анализа этого процесса решение системы уравнений синхронного электропривода при допущениях, соответствующих (4.110), получают относительно угла q, изменения которого при втягивании в синхронизм заслуживают особого внимания. В отклонениях от точки статического равновесия это решение имеет следующий вид:

Динамика электропривода с синхронным двигателем


Динамика электропривода с синхронным двигателем


При одной и той же нагрузке статическая характеристика 2 на рис.4.38 обеспечивает меньшую начальную скорость при втягивании в синхронизм. Соответственно при этом sвх2>sвх1 и амплитуда колебаний угла Dqmax в (4.125) получается большей. Реальной угловой характеристике синхронного двигателя при больших Dq соответствуют уменьшающиеся значения сэм. Как следствие, с ростом sbx условия втягивания в синхронизм ухудшаются и при больших sвx синхронизация может оказаться невозможной.

Таким образом, более благоприятные условия втягивания в синхронизм обеспечиваются жесткой механической характеристикой 1. Практически пусковая обмотка рассчитывается так, чтобы обеспечивались удовлетворительные условия пуска при заданном максимальном значении нагрузки Мс mах, а значения входного скольжения лежали в допустимых пределах: sbx=0,03¸0,05.



Содержание раздела