Теория электропривода

          

Динамические свойства асинхронного


Математическое описание динамических процессов преобразования энергии в §3.10 было получено в предположении, что двигатель получает питание от сети или от индивидуального преобразователя, обладающего свойствами источника напряжения, т. е. источника, напряжение которого при изменении тока нагрузки остается неизменным. Проведем с его помощью анализ динамических свойств асинхронного преобразователя, рассматривая его как объект управления. Как было показано, для реализации управления моментом и скоростью двигателя в широких пределах при благоприятных условиях необходимо изменять частоту подведенного напряжения, воздействуя на скорость поля и амплитуду напряжения, определяющую при данной частоте магнитный поток двигателя.

Анализ динамических процессов преобразования энергии в асинхронном двигателе представляет собой сложную задачу в связи с существенной нелинейностью уравнений (3.64) и (3.68), обусловленной наличием произведений переменных. Исследование динамических процессов при широких пределах изменения скорости целесообразно вести с применением вычислительной техники. Для этих целей удобную форму математического описания дает (3.68), если решить каждое уравнение относительно производной потокосцепления и записать:

Динамические свойства асинхронного

Динамические свойства асинхронного
Структурная схема электромеханического преобразования энергии в асинхронном двигателе при питании от источника напряжения представлена на рис.3.36. Рассматривая ее, можно видеть два управляющих воздействия: w0эл и
Динамические свойства асинхронного
 определяющих при данной скорости ротора w изменения электромагнитного момента двигателя М. Для обеспечения определенных условий протекания процессов между изменениями w0эл и
Динамические свойства асинхронного
 должна устанавливаться взаимосвязь, которую называют законами частотного управления. Аналитические оценки динамических свойств асинхронного электромеханического преобразователя могут быть получены для режимов малых отклонений скорости от статического значения путем разложения (3.86) в ряд Тэйлора. В частности, таким путем устанавливаются динамические свойства преобразователя в области рабочего участка механической характеристики s<sk в режимах, когда магнитный поток машины изменяется незначительно.


Здесь рассматривается динамический режим работы двигателя, имеющий место по истечении времени после подключения к источнику переменного напряжения, достаточного для затухания свободных составляющих, обусловленных переходным процессом включения. При этом предполагается, что отклонения скорости от значения, определяемого статической характеристикой, малы, а изменения токов не вызывают существенных изменений потокосцепления статора
Динамические свойства асинхронного
.

Для этих условий, положив d
Динамические свойства асинхронного
/dt=0, с помощью (3.64) можно определить потокосцепление статора по формуле

Динамические свойства асинхронного


Следовательно, при питании от источника напряжения при неизменной частоте w0эл=const изменения Y1 вызываются только изменениями падения напряжения на активном сопротивлении статора R1 Если принять R1=0, то при неизменной частоте постоянство
Динамические свойства асинхронного
обеспечивает постоянство потокосцепления в широких пределах изменения скорости. При изменениях частоты f1 и R1=0 для поддержания постоянным
Динамические свойства асинхронного
 достаточно изменять напряжение пропорционально частоте:

Динамические свойства асинхронного


Соотношение (3.88) определяет закон частотного управления U1/f1=const.

Пусть к обмоткам статора обобщенной машины приложена система синусоидальных напряжений, которым соответствует изображающий вектор
Динамические свойства асинхронного
 совпадающий по направлению с осью х, т. е. в осях х, у

Динамические свойства асинхронного


Тогда в соответствии с (3.88)

Динамические свойства асинхронного


Таким образом, для рассматриваемых условий процессы электромеханического преобразования в асинхронном двигателе описываются тремя последними уравнениями системы (3.86). Выполним вспомогательные преобразования:

Динамические свойства асинхронного


Здесь индексом «н» обозначено, что индуктивные сопротивления х1н, x2н, хmн соответствуют номинальной частоте сети w0элном; учтено, что хmн>>х,н; sk определено из (3.77) при R1=0. С учетом полученных значений Y1x и Y1у и последнего соотношения три указанных уравнения системы (3.86) запишутся в виде

Динамические свойства асинхронного


Динамические свойства асинхронного

здесь

- электромагнитная постоянная времени;

Динамические свойства асинхронного

абсолютное скольжение, равное отношению отклонения скорости двигателя w от скорости поля w0 при любой частоте f1 к скорости поля w0ном при частоте f1ном.

Положим d/dt=р и произведем преобразования алгебраизированных уравнений (3.89), имея в виду, что эти уравнения нелинейны и поэтому допустимы только такие их преобразования, при которых строго сохраняется предусмотренный исходными уравнениями порядок дифференцирования переменных.


С этой целью вначале из первого уравнения определим Y2:

Динамические свойства асинхронного


Подставив (3.90) во второе уравнение системы (3.89) с соблюдением получающегося порядка дифференцирования переменных, получим

Динамические свойства асинхронного


Подстановка (3.91) в третье уравнение системы (3.89) дает искомое выражение механической характеристики:

Динамические свойства асинхронного


где

Динамические свойства асинхронного


В последней записи критического момента Мк произведен переход от максимального напряжения U1max двухфазной модели двигателя к реальному действующему значению напряжения на фазе трехфазного двигателя U1. По формуле (2.37)

Динамические свойства асинхронного


Кроме того, учтено, что хmн>>х1н и хmн>>х'2н. Нетрудно убедиться, что полученное значение Mk совпадает с определяемым по (3.78) при R1=0 и w0=w0 ном. Таким образом, полученное приближенное уравнение механической характеристики в качестве частного случая статического режима работы (р=0) дает уравнение статической механической характеристики (3.79) при R1»0. Однако оно выражено в функции абсолютного скольжения Sa:

Динамические свойства асинхронного


поэтому не только приближенно описывает естественную характеристику двигателя (w0=w0ном), но и определяет искусственные механические характеристики двигателя, соответствующие различной частоте питающего напряжения f1 при изменении напряжения по закону U1/f1=const. Как следует из (3.93) и выражения Мк в (3.92), при R1=0 механические характеристики инвариантны относительно абсолютного скольжения sa и представляются зависимостями w=f(М), показанными для различных частот пунктирными кривыми на рис.3.37. Реально в (3.87) можно пренебрегать R1 только при частотах, близких к номинальной, при этом U1=U1ном>>I1R1. При снижении частоты и напряжения по закону U1/f1=const, как показывает (3.87), потокосцепление Y1 должно снижаться, стремясь к 0 при f1®0. Соответственно с учетом R1¹0 реальные механические характеристики при таком законе управления имеют снижающийся при малых частотах критический момент (см. сплошные кривые на рис.3.37). По этой причине в реальных системах используются более сложные законы частотного управления, рассматриваемые в гл. 7.



Уравнение механической характеристики ( 3 92) отражает влияние электромагнитной инерции на протекание динамических процессов электромеханического преобразования энергии при ограниченных по амплитуде колебаниях в окрестностях точек статической характеристики. Для анализа этого влияния осуществим линеаризацию этого уравнения. Вначале необходимо выполнить операции дифференцирования в последовательности, полученной при выводе (3.92)

Динамические свойства асинхронного

Динамические свойства асинхронного


После дифференцирования получим

Динамические свойства асинхронного

Раскладываем полученное уравнение в ряд Тэйлора в окрестности точки М°, s°a, пренебрегая членами высшего порядка малости. После преобразований уравнение механической характеристики представляется в виде

Динамические свойства асинхронного


Уравнение (3.94) позволяет анализировать модуль статической жесткости линеаризованной механической характеристики и влияние электромагнитной инерции при линеаризации в любой точке статической механической характеристики M°=f(s°). Наибольший интерес представляет линеаризованное уравнение механической характеристики для рабочего участка sa<sk. Такое уравнение получим с помощью (3.94), положив s0a=0,Dsа=sa-s0a=sa=(w0-w)/w0ном;DM=M-M0=M

Динамические свойства асинхронного


Динамические свойства асинхронного

Следовательно, в окрестности точки М°=0, s0a=0 электромеханический преобразователь представляется звеном первого порядка, так как его уравнение механической характеристики имеет вид

где b=2·Мк/w0ном·sк - модуль жесткости линеаризованной механической характеристики.

Динамические свойства асинхронного
Структурная схема асинхронного электромеханического преобразователя, линеаризованного в пределах рабочего участка статической механической характеристики, представлена на рис 3.38.

Передаточная функция динамической жесткости в соответствии с этой схемой запишется так:

Динамические свойства асинхронного


Сравнивая (3.95) и (3.96) с аналогичными формулами для двигателя постоянного тока с независимым возбуждением, можно заключить, что в пределах рабочего участка асинхронный двигатель имеет динамические свойства, аналогичные динамическим свойствам двигателя с независимым возбуждением.

Так как критическое скольжение двигателей лежит в пределах sk=0,05¸0,5, причем меньшие значения соответствуют мощным двигателям, электромагнитная постоянная двигателя Тэ при питании от источника напряжения невелика:

Динамические свойства асинхронного


меньшие значения соответствуют двигателям малой мощности.



Содержание раздела