Электронный магазин
Электронный магазин предполагает, с одной стороны, наличие на веб-сайте постоянно обновляемого прайс-листа с ценами и желательно, приблизительными остатками товаров, а с другой - средства для формирования заказа и отправки его к вам по каналам сети Интернет.
Электронный магазин - сложная программа. Поэтому вы будете должны найти грамотного разработчика для выполнения этой работы.
Если ваш веб-сайт создаёт профессиональная команда, лучшее решение - поручить эту работу им. Действительно, веб-дизайнер поможет создать в электронном магазине стиль, не отличающийся от остальных разделов сайта, а веб-программист разработает программу магазина. Если веб-программист не может справиться с написанием электронного магазина (например, по причине незнания вашей учётной программы, "1С:Бухгалтерии" и т.п.), есть практический смысл в совместной работе веб-дизайнера, разрабатывавшего вам сайт, с вашим системным программистом, который обязан знать все программы, используемые фирмой.
Если вы пошли по пути разработки сайта собственными силами, то разработку электронного магазина целесообразно поручить вашему системному администратору (или программисту).
Разработчик, к которому вы обратитесь, может выбрать множество средств для написания программы электронного магазина. Это может быть модный в наше время язык программирования Java, это могут быть серверные приложения (скрипты) написанные на Delphi или C++, это может быть JavaScript. Я перечислил наиболее распространённые языки программирования. Зачастую программист выбирает инструментальное средство исходя не из сравнительного анализа и выбора лучшего, а по соображениям личных интересов. Признаюсь, такие люди лично мне глубоко ненавистны. Их подход можно сравнить с тем, если бы врач при проведении операции брал не тот инструмент, который нужен, а тот, который ему просто нравится. Поэтому давайте разберём достоинства и недостатки описанных выше подходов.
Java. Java-программа (она называется также "аплет") выполняется на компьютере пользователя, зашедшего на ваш сайт.
Для этого аплет загружается к нему через Интернет в виде довольно больших архивов, распаковывается, устанавливается и запускается. Всё это занимает сравнительно большое время (около 1-2 минут). Мне кажется, что не все клиенты могут выдержать это ради того, например, чтобы узнать цену на какой-нибудь копеечный товар. Поэтому определённая часть клиентов будет потеряна. Ещё дело осложняется тем, что при загрузке Java компьютер как бы "зависает", никаких внешних индикаторов процесса загрузки нет. А далеко не все ещё обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы определить, из-за чего у них вдруг "завис" компьютер. Эти пользователи могут, сами не ведая того, прервать процесс запуска Java-аплета, перейдя на другие странички вашего или чужого сайта.
Скрипты (серверные приложения). Работают несколько быстрее, чем Java. В противоположность Java, программный код в этом случае выполняется на вашем сервере. Но этот подход не лишён известных недостатков. Скорость работы всё равно относительно медленная. На поиск нужного товара уходит не менее 10-15 секунд. Кроме того, определённая нагрузка ложится на ваш сервер. Не лучше ли оставить его мощность для нужд собственной организации?
JavaScript. При профессиональном подходе электронный магазин на JavaScript получается наиболее простым в разработке и наиболее эффективным в использовании. Но как раз именно из-за простоты его создания, выливающейся в относительно небольшой размер стоимости работ, писать электронные магазины на JavaScript разработчики не любят. У меня, например, на внедрение такого магазина ушло всего 3 дня. Результат моей работы вы можете увидеть вот здесь: . Принцип работы магазина на JavaScript эффективно совмещает два предыдущих подхода. При работе на компьютер пользователя через Интернет загружается небольшая программа, написанная на JavaScript, которая обеспечивает отображение товарного каталога, формирование заказа и отправку его на сервер. Правильная организация данных при этом позволяет минимизировать нагрузку на компьютер пользователя и ваш сервер.
При разработке электронного магазина не менее важен и вопрос своевременного обновления информации. Я, например, доработал свою конфигурацию (решение) для "1С:Бухгалтерии", так что каждую ночь она автоматически производит обновление данных электронного магазина. При этом программа не только пересчитывает цены по текущему внутрифирменному курсу доллара. По каждому товару она показывает клиентам ориентировочный остаток товара на складе (единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее), а также возможность поставки его под заказ (возможно, невозможно, нет данных).
Если клиент отправляет заказ через Интернет из электронного магазина, вы должны постараться оперативно его обработать. В противном случае, если выписка счёта и отправка его заказчику затянется, идея выписывать товары через Интернет в глазах отправившего клиента будет надолго дискредитирована. Расскажу, как я решил этот вопрос. Когда вы отправляете заказ, максимум через 5 минут у менеджера, работающего в "1С:Бухгалтерии", на экране появится уведомление о пришедшем заказе. Конечно, я написал конфигурацию так, что она не только уведомит о пришедшем заказе, но и, по запросу менеджера, превратит его в обычный документ "Счёт" программы "1С:Бухгалтерия". При этом создание счёта происходит максимально просто - программа даже попробует самостоятельно найти клиента по указанному им в электронном заказе ИНН.
Электронный магазин был запущен мною в конце марта 2000 года и больше его обслуживанием я не занимался. Всё прекрасно работает без моего вмешательства. Приходят заказы, выписываются счета. На мой взгляд, программы нужно писать так, чтобы они не были подобны инвалидам, а могли "жить" самостоятельной, полноценной жизнью.
А теперь отвечу на главный вопрос. Для чего нужен электронный магазин? Он нужен вам для обеспечения двух функций. Во-первых, доступ клиентов к самой свежей информации о ваших ценах и ориентировочных (или точных) складских запасах. Во-вторых, вы экономите время своих менеджеров, которым не придётся набирать счета, пришедшие из электронного магазина.
Эту работу за них сделает программа, освободит их время на другие задачи, а значит, в конечном итоге, увеличит вашу прибыль.
По своему опыту рекомендую вам давать всем клиентам электронного магазина небольшую скидку (например, 3%). Обязательно нужно доработать учётную компьютерную программу так, чтобы в заголовке спецификации каждого счёта выписанного не через электронный магазин, в чёрной жирной рамке было написано примерно следующее: "Выписав этот счёт через электронный магазин, вы бы сэкономили XX=XX руб.!". Это даст клиентам дополнительный стимул выписывать счёта через Интернет. Возможно, прочитав эту информацию, клиент захочет провести уже выписанный ему "вручную" счёт через электронный магазин, чтобы сэкономить. И этому не надо препятствовать. Вы должны всячески поощрять стремление клиентов работать с электронным магазином. Так, например, если счёт был выписан в электронном магазине, в документе "Счёт" на месте чёрной рамки должна быть изящная, например из двух тонкий линий, с текстом: "Этот счёт был выписан в электронном магазине. Вы сэкономили XX=XX руб.!". Вы можете дарить небольшой поощрительный подарок заказчику, выписавшему первый "электронный" счёт на неделе. Пусть это будет бутылка шампанского. В общем, будьте изобретательны. Конечно, всё это похоже на игру, но результат её увидят немногие - это прибыль, живые деньги у вас в кармане!
В заключение предлагаю вашему вниманию инструкцию для клиентов, написанную мною для своего электронного магазина.
.