Быстроходные дизели производства зарубежных стран

         

Дизели производства Франции


4. Дизели производства Франции

Производство двигателей для военных машин легкой категории по массе сосредоточено на фирме «RENAULT VEHICLES IDUSTRIES». По лицензии фирмы «HISPANO-SUIZA» она производит дизель HS-115-2 мощностью 194 кВт.  Дизель HS-115-2 является 4-х тактным 8-ми цилиндровым  V-образным дизелем жидкостного охлаждения с турбонаддувом.

Разработка новых быстроходных дизелей французской фирмой (SSCM), отражает распространенную в практике  многих зарубежных двигателестроительных фирм тенденцию, характеризуемую тем, что широта диапазона мощностей семейства двигателей обеспечивается небольшим числом модификаций путем различного их форсирования по величине среднего эффективного давления.

Особый интерес представляет двигатель модификации S3 «Гипербар» этого семейства имеющий среднее эффективное давление Ре = 2,0 МПа. Проблема получения высокого среднего эффективного давление при ограничении максимального давления цикла решается в данном случае выбором низкой степени сжатия. Неизбежное при этом ухудшение пусковых качеств двигателя устраняется благодаря применению оригинальной конструкции системы пуска, в которой используется турбокомпрессор с встроенной камерой сгорания, работающей как ГТД. Применение такого турбокомпрессора позволяет радикальным образом влиять на протекание внешней характеристики двигателя. В частности, подавая дополнительное количество топлива в камеру сгорания турбокомпрессора, можно увеличивать максимальный крутящий момент двигателя, что реализовано в двигателях модификации S3.

Фирма  разработала новое семейство короткоходных (ход поршня 122 мм, диаметр цилиндра 135 мм), четырехтактных дизелей водяного охлаждения, состоящее из 6-ти цилиндровых рядных, 8-ми и 12-ти V-образных двигателей серии 520.

По мнению конструкторов фирмы короткоходные двигатели лучше приспособлены в условиях резко меняющихся нагрузок и чисел оборотов, что характерно для транспортных двигателей. Конструктивное оформление основных узлов, высокая степень уравновешенности и тщательно отработанный рабочий процесс способствуют повышению надежности работы двигателей серии 520 в условиях резко переменных режимов эксплуатации.


Двигатели серии 520 имеют гильзы цилиндров мокрого типа, чугунный блок-картер и индивидуальные 2-х клапанные головки цилиндров. Степень сжатия двигателей составляет 15, максимальная частота вращения коленчатого вала - 2500 мин-1. Модульная конструкция дизелей серии 520 позволяет осуществлять их производство в диапазоне мощности от 90 до 900 кВт путем изменения числа цилиндров и уровня форсирования. Дизели выпускаются в различном исполнении: без наддува (NS), с турбонаддувом (S1), с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха (S2), с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха и масляным охлаждением поршней (S2S), а также с использованием системы «Гипербар» (S3). 

Использование системы «Гипербар» в дизеле V8-X1500, несмотря на некоторое ухудшение топливной экономичности, позволяет создать двигатели, имеющие большую удельную мощность и отличающиеся рядом других преимуществ: лучшей приемистостью, высоким коэффициентом приспособляемости и более широким диапазоном рабочих режимов. Несмотря на усложнения, связанные с установкой дополнительных узлов, таких, как  вспомогательная камера сгорания и система регулирования, значительно увеличена выходная мощность дизеля. Применение системы «Гипербар» позволяет решить проблемы пуска и работы на малых нагрузках при низкой степени сжатия.

Поскольку пуск дизеля с системой «Гипербар»  (при степени сжатия 7-8) не может быть осуществлен обычными средствами, была разработана оригинальная система пуска. Компрессор турбокомпрессора подает воздух в разветвляющийся коллектор, одна ветвь которого сообщается с камерой сгорания, установленной непосредственно перед турбиной турбокомпрессора, а другая подводит воздух через воздухоохладители к впускным каналам дизеля. Доступ воздуха в камеру сгорания прекращается, когда закрывается заслонка, расположенная во впускном коллекторе. Во вспомогательной  камере сгорания установлены форсунка и свеча зажигания. При пуске двигателя сначала посредством воздушной турбинки или отключающегося электростартера раскручивается ротор турбокомпрессора, затем в дополнительную камеру сгорания подается и воспламеняется топливо, вследствие чего турбокомпрессор начинает работать как  одновальный ГТД.


В тот момент, когда число оборотов ротора турбокомпрессора становится равным необходимому для пуска, производится прокрутка дизеля, одновременно заслонкой перекрывается подача воздуха в дополнительную камеру сгорания, и весь сжатый подогретый воздух подается в цилиндры дизеля, обеспечивая его надежный пуск при низкой степени сжатия.



В системе «Гипербар» степень повышения давления в компрессоре и степень сжатия в цилиндре выбраны таким образом, что обеспечивается требуемое среднее эффективное давление при допустимых термических и механических нагрузках. В диапазоне степени сжатия в цилиндре от 7 до 12 уменьшение КПД цикла компенсируется повышением механического КПД и понижением потерь тепла через стенки, в результате чего удельный расход топлива практически не изменяется.

Вспомогательная камера сгорания на основных режимах, за исключением холостого хода и малых нагрузок, а также режима максимального крутящего момента, отключается или работает с минимальным расходом топлива для стабилизации пламени в камере.

Турбокомпрессор ТМ-307 представляет собой одновальный агрегат со степенью повышения давления 4,5-8, имеющий трехступенчатый, осецентробежный компрессор и двухступенчатую осевую турбину.

Благодаря применению  турбокомпрессора ТМ-307 и системы высокого наддува «Гипербар» со вспомогательной камерой сгорания, обеспечиваются  высокие рабочие характеристики дизеля, в том числе холодный пуск при любых окружающих температурах и разгон от режима минимальной частоты вращения в течение 5 сек. Температура отработавших газов не превышает 400 оС, вследствие чего дизель отличается низким ИК излучением.

Применяемый в дизелях V8S3 и V8X рабочий цикл характеризуется низкой степенью сжатия до 7 и высоким наддувом до 2,94 МПа.

Вместе с тем возникает проблема надежности. Например, в дизелях подшипники коленчатого вала должны работать в условиях необычайно высоких максимальных давлений цикла до 16 МПа и более длительного действия силы от давления газов, так как продолжительность сгорания при постоянном давлении увеличивается.


Однако специалисты фирмы считают, что такие значения максимального давления цикла не приведут к снижению надежности дизеля, если учесть меньшую по сравнению с обычными дизелями скорость нарастания давления в двигателях с системой «Гипербар».

По мнению тех же специалистов применение системы «Гипербар» оправдано в том случае, если имеется базовый дизель с требуемой надежностью. При  новой разработке дизеля следует решить вопрос, не целесообразнее ли, сопоставляя требуемые затраты, создать двигатель заданной мощности с большим рабочим объемом  цилиндров и более благоприятным расходом топлива, чем это свойственно с системой «Гипербар».

Двигатели серии 520 имеют чугунный блок-картер со вставными подвесными гильзами, также изготовленными из чугуна. Стальной кованый коленчатый вал имеет шейки увеличенного диаметра, что наряду с короткоходностью обеспечивает значительное перекрытие шатунных и коренных шеек и, следовательно, высокую жесткость коленчатого вала.

Коленчатый вал поддерживается крышками коренных подшипников, каждая из которых входит в паз блок-картера и крепится двумя шпильками.  В V-образных двигателях, кроме того, применяются поперечные болты, стягивающие боковые стенки блок-картера через крышки коренных подшипников.

Поршень двигателей серии 520 выполняется из алюминиевого сплава. В головке поршня размещена широкая открытая камера сгорания типа «Гессельман». Такая камера наиболее благоприятна при наддуве, обеспечивает равномерное распределение тепловых нагрузок, способствует быстрому пуску, а также хорошей работе в широким диапазоне чисел оборотов и нагрузок. Нижняя часть поршня охлаждается маслом, подаваемым через специальную форсунку, в которую масло попадает из отдельной магистрали, не связанной с системой смазки двигателя. Поршень имеет три уплотнительных и одно маслосъемное кольцо, все поршневые кольца распложены выше оси поршневого пальца.

Индивидуальные головки цилиндров выполнены из чугуна и взаимозаменяемы для всех модификаций двигателя.

Наддув двигателя осуществляется от турбокомпрессоров, установленных по одному на каждый блок цилиндров.


Система наддува - полуимпульсная, перекрытие клапанов в двигателях - умеренное. Турбокомпрессоры устанавливаются непосредственно на выпускных коллекторах двигателя. Смазка подшипников осуществляется предварительно профильтрованным маслом из системы смазки двигателя.

Охлаждение воздуха осуществляется в воздухо-водяных охладителях, вмонтированных во впускные коллекторы двигателя. По данным фирмы, суммарная удельная теплоотдача в воду и масло для двигателей  S3 составляет 220 ккал/л.с.ч.

Фирма «PEUGEOT CITROEN ENGINES» выпускает широкую гамму дизельных двигателей для легковых и малотоннажных автомобилей, агрегатов питания, дизель генераторов и др.

Технические характеристики дизелей фирмы «PEUGEOT» представлены в таблице 1.4.1.

Фирма «SACM DIESEL» уже много лет производит как во Франции, так и в США многоцелевые дизельные двигатели, используемые широко и для дизель-генераторных установок.

Технические характеристики дизелей фирмы «SACM DIESEL» представлены в таблице 4.2.

Технические характеристики дизелей фирмы «PEUGEOT»

                                                                         Таблица 4.1

Модель

XDP4.90

XD2P

XD3P

XD3TP

XD3TE

XUD7

XUD71

Число и распол.

Цилиндров

Диаметр цилиндра,

 мм

Ход поршня, мм

Рабочий объем, л

Средняя скорость

поршня, м/сек

Мощность, кВт

Частота вращения

к. вала, мин-1

Макс. крутящий

момент, Нм

Коэфф. приспособ

ляемости, %

Среднее эффект.

давление, МПа

Удельный расход топлива, г/кВт.ч

Литровая 

мощность, кВт\л

Масса двигателя, кг

Удельная масса, кг/кВт

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Габаритный объем м3

Габаритная мощность, кВт/м3

4L

90

83

2,112

12,45

41,1

4500

120

22,3

192

4,08

4L

94

83

2,304

12,45

51,5

4500

131

22,35

192

3,73

4L

94

90

2,498

13,5

55,9

4500

148

22,38

203

3,62

636

477

698

0,212

263,7

4L

94

90

2,498

12,45

70,0

4150

206

28,02

223

3,2

636

527

698

0,234

299

4L

92

90

2,498

12,45

81,0

4150

239

32,42

223

2,75

4L

80

88

1,769

13,5

44,2

4600

113

25,0

136

3,08

4L

80

88

1,769

12,6

57,4

4300

157

32,45

150

2,61




 

                                                           Продолжение таблицы 4.1

Модель

XUD71E

XUD9

XUD9A

XUD11A

XUD11ATE

XUD3

Число и распол.

Цилиндров

Диаметр цилиндра,

 мм

Ход поршня, мм

Рабочий объем, л

Средняя скорость

поршня, м/сек

Мощность, кВт

Частота вращения

к. вала, мин-1

Макс. крутящий

момент, Нм

Коэфф. приспособ

ляемости, %

Среднее эффект.

давление, МПа

Удельный расход топлива, г/кВт.ч

Литровая 

мощность, кВт\л

Масса двигателя, кг

Удельная масса, кг/кВт

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Габаритный объем м3

Габаритная мощность, кВт/м3

4L

80

88

1,769

12,6

66,2

4300

181

37,42

150

2,26

4L

83

88

1,905

13,5

47,8

4600

121

25,1

136

2,85

558

560

644

0,201

237,8

4L

83

88

1,905

13,5

52,0

4600

122

27,3

137

2,63

4L

86

92

2,138

14,1

65,5

4600

147

30,64

156

2,38

4L

85

92

2,088

13,2

81,0

4300

250

38,8

171

2,11

553

604

750

0,25

324

4L

75

77

1,36

12,8

38,0

5000

82

28,0

97

2,55

604

538

659

1,175

217

Технические характеристики дизелей фирмы «SACM DIESEL»

                                                                         Таблица 4.2

Модель

UDX,

V8X

UDX,

V8X

UDX,

V8X

UDX,

V12X

UDX,

V12X

UD18,

L8S5

UD18,

V8S5

Число и распол.

Цилиндров

Диаметр цилиндра,

 мм

Ход поршня, мм

Рабочий объем, л

Средняя скорость

поршня, м/сек

Мощность, кВт

Частота вращения

к. вала, мин-1

Макс. крутящий

момент, Нм

Коэфф. приспособ

ляемости, %

Среднее эффект.

давление, МПа

Удельный расход топлива, г/кВт.ч

Литровая 

мощность, кВт\л

Масса двигателя, кг

Удельная масса, кг/кВт

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Габаритный объем м3

Габаритная мощность, кВт/м3

8V

142

130

16,4

10,8

551

2500

33,6

1650

2,99

1140

1000

1185

1,35

408

8V

142

130

16,4

10,8

625

2500

38,1

1720

2,75

1310

1455

1210

2,31

270

8V

142

130

16,4

10,8

1105

2500

67,4

2203

1,99

1375

1465

955

1,92

576

12V

142

130

24,6

10,8

810

2500

32,9

2100

2,59

1660

1125

1300

2,43

333

12V

142

130

24,6

10,8

955

2500

38,8

2200

2,3

1660

1785

1300

3,85

248

8L

135

122

14,0

10,2

215

1500-

2500

15,3

1100

5,11

1750

1235

750

1,62

133

8V

135

122

14,0

10,2

285

1500

2500

20,36

1200

4,21

1550

990

1215

1,86

153




                                                     Продолжение таблицы 4.2

Модель

UD18,

V12S5

UD23,

V12S5

Число и распол.

Цилиндров

Диаметр цилиндра,

 мм

Ход поршня, мм

Рабочий объем, л

Средняя скорость

поршня, м/сек

Мощность, кВт

Частота вращения

к. вала, мин-1

Макс. крутящий

момент, Нм

Коэфф. приспособ

ляемости, %

Среднее эффект.

давление, МПа

Удельный расход топлива, г/кВт.ч

Литровая 

мощность, кВт\л

Масса двигателя, кг

Удельная масса, кг/кВт

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Габаритный объем м3

Габаритная мощность, кВт/м3

12V

135

122

21

10,2

435

1500-

2500

20,71

1900

4,37

1915

1200

1260

2,9

150

12V

142

166

31,32

11,1

735

1500-

2500

23,5

2650

3,6

1975

1380

1450

3,95

186



Содержание раздела